Проживающие в многоквартирном доме, иногда сталкиваются с проблемами, решение которых находится в компетенции управляющей компании. К сожалению, бывают случаи, когда обязательства по двухстороннему договору добросовестно исполняются лишь жильцом. В таком случае управляющая компания выставляет себя в нехорошем свете, и жильцам приходится принимать меры.

Основания для жалобы

Написание жалобы на управляющую компанию – это самый доступный способ отстоять свои права и получить качественную услугу, которая включена в договор, но не исполняется.

Хотя управляющая компания является главной структурой, отвечающей за комфортное проживание в доме, часто бывает, что она халатно справляется со своими обязанностями. 

Основные причины для составления жалобы, с которыми сталкиваются жильцы:

  1. Оказываемые услуги не соответствуют нормам, качество работ на низком уровне (не проводятся обязательные ремонты в срок, не соблюдается график уборки двора и подъезда, не ремонтируются внутридомовые коммуникации);
  2. Тарифы на услуги не соответствуют нормам, установленным законодательством (завышены коммунальные платежи);
  3. Оплата часто повышается, в квитанциях появляются необоснованные суммы;
  4. Отказ гражданину в получении льгот по оплате услуг, когда они положены законодательством.

Как написать жалобу в управляющую компанию 

Сначала претензия в двух экземплярах в письменном виде отправляется в управляющую компанию, где ее необходимо зарегистрировать. Правильно составить жалобу можно и без помощи юриста, достаточно точно определить проблему и грамотно ее описать. Есть готовые шаблоны жалоб, в которые достаточно вставить свои данные и описание возникшей проблемы. Необходимо будет указать в своей претензии контактные данные для обратной связи.

Коллективная жалоба в управляющую компанию часто приводит к тому, что организация старается устранить свои нарушения в кратчайшие сроки. Если же этого не произошло, жильцам придется обратиться с жалобой на свою управляющую компанию в Государственную жилищную инспекцию, которая является исполнительным органом, занимающимся надзором за деятельностью управляющих компаний в сфере ЖКХ.

Помимо проверок деятельности управляющей компании, Государственная жилищная инспекция контролирует состояние стен, перекрытий, фасадов и подвалов жилых домов, уборку снега, мусора, противопожарную безопасность многоквартирных домов, а также содержание общего имущества: благоустройство во дворе, содержание коммуникаций в доме. Государственная жилищная инспекция имеет право проводить внеплановые выездные проверки, выписывать протоколы о штрафах, выдавать предписание об устранении нарушений, а также подавать иски в суд: на взыскание ущерба или лишение лицензии управляющей компании.

Как написать жалобу в жилищную инспекцию 

В заявлении необходимо указать обязательные данные: 

  • фамилию, имя и отчество; 
  • адрес проживания; 
  • контакты: е-mаil и телефон; 
  • реквизиты управляющей компании, на которую вы жалуетесь: название и ИНН (по возможности); 
  • номер правоустанавливающего документа на квартиру в доме, который обслуживает управляющая компания;
  • дата и подпись в конце заявления.

В заявлении важно указать конкретные действия управляющей компании, которые вы оспариваете. Например, несоответствии нормативам температуры подаваемой горячей воды, завышение квитанций на оплату коммунальных услуг. Обязательно нужно приложить к заявлению доказательства: фотографии, ответы из переписки с управляющей компании, копии документов. 

В случае, если вы первоначально не обращались с претензией в управляющую компанию, или не приложили переписку с ней в приложение к своему обращению, жалоба на управляющую компанию в жилищную инспекцию может быть перенаправлена на рассмотрение в саму управляющую компанию.

Кроме оспаривания действий управляющей компании, можно подать жалобу в жилищную инспекцию на ее бездействие. В ней стоит указать то, что управляющая компания не выполнила в срок: отсутствие текущего ремонта или уборки подъезда, не восстановление внутридомовых коммуникаций после аварии. 

Как правильно подать жалобу в жилищную инспекцию 

Подать обращение в Государственную жилищную инспекцию можно лично – адреса приемных ГЖИ указаны на официальных сайтах или почтой – для этого надо будет отправить заказное письмо с уведомлением о вручении и описью содержимого. В большинстве регионов проще всего подать жалобу в жилищную инспекцию через интернет: либо через электронную приемную ведомства в регионе, либо через сайт госуслуг. На последнем нужно авторизоваться, выбрать меню «Электронные сервисы» и кликнуть в пункт «Написать обращение». 

Ведомство обязано зарегистрировать жалобу в жилищной инспекции на управляющую компанию в течение семи календарных дней, а ответить по существу – в течение 30 дней с момента регистрации заявления. За этот месяц сотрудники Государственной жилищной инспекции проводят ряд действий:

  1. Реальность жалобы проверяется лично, при этом составляется акт осмотра. В документе фиксируется наличие нарушений с полным их описанием;
  2. Выдает предписание управляющей компании, в котором указывается проблема и сроки для ее решения;
  3. Привлекает виновных к административной ответственности, накладывает штрафные санкции;
  4. Помогает жильцам дома подать иск на расторжение договора с управляющей компанией при необходимости.

Обращение в Роспотребнадзор

Согласно действующему в России законодательству, жильцы дома являются потребителями коммунальных услуг: электричества, водоснабжения, отопления, водоотведения, эксплуатационных, ремонтных работ и порядка в местах общего пользования. Эти услуги жильцам по договору предоставляет управляющая компания и в случае, если жильцов не устраивает качество предоставляемых управляющей компанией услуг, они имеют право не платить за них или наоборот — вернуть средства. В отличие от жилищной инспекции, жалоба на управляющую компанию в Роспотребнадзор рассматривается в соответствии с законом «О защите прав потребителей». 

Чаще всего в Роспотребнадзор обращаются при возникновении следующих проблем:

  • появление в подъезде плесени;
  • промерзание стен;
  • большое количество насекомых в подъезде; 
  • грызуны в подвале;
  • низкое качество предоставляемых услуг. 

Правильная подача обращения 

В шапке заявления нужно указать руководителя территориального отделения Роспотребнадзора, а также свои контакты. В теле письма следует указать, какие услуги были оказаны некачественно (или вообще не были оказаны), несмотря на договор с управляющей компанией и приложить документы, подтверждающие претензию: результаты замера температуры горячей воды в квартире, фотографии некачественно сделанного ремонта. При этом можно потребовать либо возврата средств, уплаченных за некачественно оказанную услугу, либо устранения нарушений. Помимо этого, в Роспотребнадзор можно пожаловаться на отказ в предоставлении бухгалтерских сведений управляющей компанией и информации о тарифах. 

Подать заявление проще всего через официальный сайт Роспотребнадзора, выбрав подразделение своего региона: в случае, если у вас есть аккаунт на госуслугах, ведомство проведет внеплановую проверку в течение 10 дней, в обратной ситуации — заявлении также будет рассматриваться в срок до месяца.

Смена управляющей компании 

Самый крайний вариант – это смена управляющей компании на другую. Для этого придется найти новую управляющую компанию, которая согласится обслуживать многоквартирный дом. Чтобы не ошибиться с выбором, нужно обратить внимание на стаж работы компании, отзывы в интернете, а в идеале – связаться с жильцами домов, в которых работает потенциальная управляющая компания и выяснить у них все тонкости сотрудничества с ней. 

После того, как вы остановитесь на подходящем кандидате на обслуживание вашего многоквартирного дома, можно пойти двумя путями: либо дождаться окончания срока договора со старой управляющей компанией, либо расторгнуть договор досрочно по инициативе жильцов. И в первом, и во втором случае, придется провести общее собрание жильцов, на котором не менее чем 2/3 от собственников помещений должны поддержать заключение договора с новой управляющей компанией, а также обсудить все условия договора. Затем заверенный протокол передается и новой и старой управляющим компаниям, а также в жилищную инспекцию. Договор со старой управляющей компанией с этого момента прекращает действие.